История техникума:
Согласно протокола общего собрания акционеров от 15 мая 1870 года для потребности и содержания училища было разрешено отчислять из эксплуатационных доходов дороги по 15 рублей с линейной версты в год.
С 1 января по 31 декабря 1873 года из отчислений железной дороги и добровольных пожертвований отдельных лиц на постройку и содержание училища было собрано 37 078 рублей 85 копеек. Московский купец первой гильдии , в последствии почетный попечитель училища, Петр Иванович Губонин, пожертвовал 15 000 рублей серебром. За счет собранных средств в 1872 году приступили, а в 1873 году окончили строительство здания училища. Здание было построено трехэтажное, средняя часть и нижний этаж кирпичные, боковые части второго этажа – деревянные, отопление – печное. В училище принимались дети мещан, зажиточных горожан.
С 1885 года начальником Орловско – Витебской железной дороги Хлуденевым Н.П. была учреждена стипендия для недостаточно обеспеченных учеников училища. Стипендия носила его имя. Первый выпуск училища был произведен в 1877 – 1878 учебном году. Всего было выпущено 34 человека. Все выпускники были направлены на работу на Орловско-Витебскую железную дорогу. Из них были направлены для использования:
- По службе тяги и подвижного состава – 27 человек.
- По службе ремонта пути и здания -7 человек.
В 1882 году Рославльское училище приняло участие во Всероссийской Московской мануфактурно – художественной выставке технических железнодорожных училищ.
В 1893 году в Чикаго состоялась Всемирная выставка, которая имела и другое название – «Колумбова» выставка, так как посвящалась Христофору Колумбу. Предложения получили и технические училища России, в том числе и Рославльское.
В 1895 году на территории училища были построены учебные мастерские. В 1906 году деревянный второй этаж учебного корпуса был переделан на кирпичный. В таком виде училище сохранилось до 1941 года. При училище было общежитие для учащихся на 30 человек. Общежитие было размещено в одноэтажном доме, который находился позади учебных мастерских, где в настоящее время силами коллектива техникума построен жилой дом на четыре квартиры.
В 1915 году на территории училища силами учащихся было построено одноэтажное кирпичное здание, в котором имели квартиры служащие училища, ныне это здание переоборудовано в актовый зал.
В грозные революционные годы некоторые преподаватели и ученики училища принимали активное участие в революционной борьбе. В 1918 году Рославльское техническое железнодорожное училище было преобразовано в Рославльский механический техникум с 4- х летним сроком обучения. Окончившим техникум присваивалось звание – техник путей сообщения первого разряда. Первый выпуск из техникума был произведен в 1921 году. На вечернем отделении был открыт филиал Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта, однако этот филиал, в силу объективных причин просуществовал недолго (3 года), а слушатели переведены в МЭМИИТ.
В 1923 году механический техникум был преобразован в Рославльскую механическую профтехшколу НКПС со сроком обучения три года. Последний выпуск из механического техникума был осуществлен в июне 1925 года.
В 1931 году механическая профтехшкола была преобразована в учебный комбинат, в котором помимо подготовки техников была организована подготовка кадров массовых профессий по специальностям:
- Помощник машиниста паровоза;
- Слесарь по ремонту паровозов;
- Кузнец;
- Литейщик.
В 1932 году учебный комбинат был преобразован в техникум для подготовки техников разных специальностей: электротехнической, теплотехнической, горячей обработки металлов, вагонного хозяйства.
В 1924 году, в связи с реорганизацией Орловско-Витебской железной дороги техникум перешел в ведение Правления западных железных дорог.
С июня 1936 года по 1953 год техникум находился в ведении Западной железной дороги.
С мая 1953 года по 1955 год техникум принадлежит Московско-Киевской железной дороге (Управление дороги размещалось в Г. Калуге).
С 1955 года по 1961 год техникум относился к Калининской железной дороге.
В 1961 году техникум перешел в ведение Московской железной дороги Министерства путей сообщения С 1936 года в техникуме была утверждена одна специальность «Вагонное хозяйство».
Весной 1941 года состоялся последний предвоенный выпуск техников по этой специальности. Дипломы получили 42 человека из 90 обучавшихся. Остальные выпускники были призваны в Красную Армию и направлены на фронт. В июле 1941 года техникум был эвакуирован в г. Тамбов, где продолжал работать, как самостоятельное учебное заведение в здании Тамбовского техникума железнодорожного транспорта. После освобождения г. Рославля от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1943 года педагогический коллектив техникума возвратился в г. Рославль и приступил к восстановлению разрушенного здания учебного заведения. Был произведен прием учащихся, и с 1 января 1944 года в техникуме начались занятия, одновременно с учебой учащиеся направлялись на лесозаготовки и выполняли ремонтно-строительные работы.
К 1 сентября 1947 года техникум был полностью восстановлен. За большую работу по восстановлению техникума 17 студентов были награждены знаком «Ударнику Сталинского призыва», а директор техникума Белавенцев М.И. – знаком «Почетный железнодорожник».
В 1949 году в техникуме открывается вечернее отделение по специальности «Вагонное хозяйство», а в 1960 году – «Тепловозное хозяйство»
В 1955 году было построено и сдано в эксплуатацию 3-этажное здание общежития. В 1961 году была открыта новая специальность 1610 «Механизация грузовых работ на транспорте». В 1973 году были введены в эксплуатацию пристройки нового учебного корпуса и спортивный зал.
В 1999 году техникуму было передано здание детского сада по ул. Островского, д. 2, где после реконструкции были оборудованы учебные кабинеты и лаборатории (учебный корпус №2).
В 1999 году в техникуме была открыта специальность 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль на железнодорожном транспорте», в 2000 году открыта специальность 2904 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», а в 2004 году открыта специальность 0615 “Налоги и налогообложение” (повышенный уровень).
Согласно распоряжения Министерства путей сообщения России от 03.04.2002 года № 157-р Рославльский техникум железнодорожного транспорта переименован в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Рославльский техникум железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации. С 01.06.2005 года, согласно распоряжения Правительства Российской Федерации № 708-р полномочия учредителя техникума осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта и полное официальное название техникума – Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Рославльский техникум железнодорожного транспорта. Сокращенное официальное наименование – РТЖТ.
В 2007 году введена в эксплуатацию пристройка спортивного комплекса к учебному корпусу №2 площадью 1300 кв. м, где расположены второй спортивный зал, учебные кабинеты и лаборатории, медпункт, стрелковый тир, буфет, административные и хозяйственные помещения.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации и приказом Росжелдора с 11.01.2009 года Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Рославльский техникум железнодорожного транспорта реорганизован путем присоединения к МИИТ с образованием на его основе обособленного структурного подразделения университета: Рославльский железнодорожный техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет путей сообщения”. Официальное сокращенное наименование: Рославльский ж.д. техникум – филиал МИИТ.
В 2017 году Рославльский ж.д техникум – филиал МИИТ вошел в состав Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I и получил название – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Рославле. Сокращенное название – Рославльский ж.д. техникум – филиал ПГУПС.